История

Открывая страницы истории Полоцкого театра мы, тем самым, не только возвращаемся в прошлое, но говорим о настоящем, задумываемся о будущем. Ведь история всегда нас чему-то учит…

27 февраля 2023 года ушел из жизни известный белорусский драматург, заслуженный деятель искусств, лауреат премии Ленинского комсомола (1984) и Государственной премии СССР (1985), председатель Белорусского союза театральных деятелей Алексей Дударев. Больно осознавать, что его больше нет… Мы были всегда близки по духу. Помню наше знакомство на III Республиканском фестивале любительских театров «Театральные перекрёстки». Мы встретились за кулисами после показа нашего спектакля. Он живо откликнулся на мою просьбу написать пьесу для театра «Пилигрим» о войне. Мне всегда была близка эта тема. Потому что память моей семьи о той страшной войне никогда не угасала. Три раза нацисты вели к стенке на расстрел моего деда… Бабушка с новорожденным отцом прошла круги ада в концлагере в Германии… Через два месяца я держала в руке подарок судьбы – пьесу «Не покидай меня» в первом варианте. Премьера пьесы состоялась здесь, в Полоцке, в городе, который Алексей Ануфриевич любил всем сердцем… Драматург стал истинным крестным отцом Полоцкого театра «Пилигрим». Он любил, понимал, чувствовал театр, как никто. Успех театра на многих престижных фестивалях – это его заслуга. Спектакли по пьесам Алексея Дударева в нашем театре имели всегда колоссальный успех. Это был сильный и мужественный человек. Он стал для меня Учителем с большой буквы. Это был истинный патриот Беларуси. Без пафоса и громких слов. Он искренне любил свою землю, и его творчество было отражением души народа. В память о великом белорусском драматурге 2 марта театром «Пилигрим» был сыгран спектакль «Не покидай меня…»… Вечная память родному человеку.

Вера Киселева

Воспоминания Бонифатия Еронько о довоенном Полоцком театре

Биография театра – это жизнь многих поколений людей. Имена, фамилии многих режиссеров, актеров, художников растворились во времени, но не исчезли.
Мы бережно храним в своем архиве все, что связано с прошлым Полоцкого театра. Это не просто биография – это история нашего города. Статистические данные не всегда совпадают с реальной действительностью. В истории всегда много тайн, загадок.
Мы продолжаем поиск новых фактов, имен тех, кто стоял у истоков жизни нашего театра. Возвращаясь к дневниковым записям Бонифатия Еронько, помощника режиссера довоенного Полоцкого театра, мы решили поделиться с вами нашим открытием. Эмоциональный, живой голос из прошлого…
Его воспоминания – подтверждение тому, что Полоцкий театр жил, творил и был популярен среди полочан задолго до 1948 года, не так, как утверждает бесстрастная статистика.
Вы спросите, зачем мы так долго и настойчиво пытаемся докопаться до истины? Однажды все мы станем историей… Но дело даже не в этом. Прошлое – наши корни. Чем они прочнее и глубже, тем мы становимся сильнее, не смотря на трудности. ТЕАТР ДОЛЖЕН ЖИТЬ!!!

Театр женской гимназии

     Театр является одним из наиболее древних и распространенных в Беларуси видов искусства. Наша сценическая культура зародилась в те давние времена, когда люди пытались образно объяснить окружающий их мир.

      На основных элементах театрального искусства, используя в действии богатую мимику, темперамент, импровизационный дар, белорусский народ создавал свою самобытную национальную культуру. С развитием общества возникла потребность в мастерах сцены, в создании «театральной школы». Появились первые профессиональные актеры, специалисты своего дела – скоморохи. В их творчестве переплетались все основные виды сценического искусства – драматическое, музыкальное, вокальное, танцевальное, цирковое, эстрадное. Выступления скоморохов в Беларуси были довольно распространенным культурным  явлением.

     Скоморохи были главными действующими лицами в различных ритуалах и обрядах, организовывали и проводили народные праздники с элементами театрализации. Традиции актерского мастерства скоморохов продолжались в школьных театрах, в показах батлейки и народной драмы.

     Кровавые войны, которые редко обходили белорусскую землю, каждый раз пытались уничтожить наш народ, его культурное достояние, духовные ценности. И не смотря на это, Беларусь вбирала в себя достижения своих соседей, близких и дальних народов и щедро делилась с ними своим духовным богатством.

      Литература, просветительская деятельность и театральное искусство полочан всегда были неразрывны и взаимосвязаны. В истории белорусского театра определенное место принадлежит Школьному театру. Самый первый  был основан в Полоцке в 1585 году при иезуитском коллегиуме. В школьном театре развивались и основные жанры школьной драматургии – мистерия, миракль, моралите.

     Авторами постановок были преподаватели коллегиума. Драмы ставились с участием хора и балета. Пьесы на библейские, античные  и исторические темы  демонстрировались на латинском, польском и русском языках. Особое место в школьных драмах имели интерлюдии и интермедии. Герои сатирических сцен бытового характера говорили на языке своего народа, т.е. на белорусском языке.

     В Школьном театре использовался опыт западноевропейского театра. Особое внимание уделялось развитию мастерства  риторики и актерских навыков семинаристов, основных исполнителей школьных постановок. В обучении учащихся педагоги использовали сборники Ф. Ланга, М. Сарбевского и др. Книги лежали в основе обучения сценическому движению, манере исполнения, гримированию, а также служили в качестве пособия для декорационного оформления постановок, для навыков к использованию приспособлений во время показа различных перевоплощений и «чудес».

     В Полоцком иезуитском коллегиуме был построен театральный зал с богатыми декорациями. Его автором был австрийский ученый, профессор архитектуры, художник Грубер Габриель. На основе его личных проектов при Полоцком иезуитском коллегиуме были построены также здание музея, библиотеки, картинной галереи и т.д.

     Полоцкий школьный иезуитский театр просуществовал до 1819 года.

     Многие страницы «Истории белорусского театра» отведены драматургии Симеона Полоцкого, который основал театр при Полоцкой братской православной школе и  в дальнейшем стал основателем школьного театра в России. Педагог, философ, церковный деятель, драматург писал свои произведения на белорусском, старославянском, латинском, русском и польском языках.  В его поэтических произведениях  полоцкого периода основной идеей были патриотизм, любовь и уважение к своему народу, к родному городу и краю. Перу литератора принадлежит сравнительно большое количество (около 24) декламаций, созданных в период его педагогической деятельности в Полоцкой братской школе, где с 1656 года он руководил театром и писал для него пьесы, диалоги.

     5 июля 1656 года московский царь Алексей Михайлович прибыл с войском в город Полоцк. Во время пышных торжеств особый восторг у царя вызвало первое сценическое произведение Симеона Полоцкого «Метры на пришествие во град отчистый Полоцк пресветлого благочестивого и христолюбивого государя царя и великого князя Алексия Михайловича». «Метры»  исполнялись двенадцатью «отроками», участниками школьного театра, учениками  братской православной школы. В театрализованной форме прославлялся «освободитель» белорусской земли русский царь Алексей Михалович.

     В 1659 году в Полоцке на площади прозвучала декламация, посвященная чудодейственной иконе Богородицы Полоцкой. К 1663 году относят сочинение Симеона Полоцкого «Прылог да прыпадобнай маці Ефрасінні». Свой творческий путь драматург Симеон Полоцкий продолжил с 1664 года, переехав в Москву.
В начале XIX века на сценах Минска, Гродно, Могилева, Витебска, Полоцка выступали театральные коллективы, отличавшиеся довольно высоким уровнем исполнительского мастерства. Актерский состав этих трупп был подвижным. Труппы переформировывались на каждый сезон. Гастрольный характер жизни театральных групп давал возможность актерам выступать в нескольких  классических пьесах, в которых они постоянно совершенствовали свои роли. На полоцкой сцене играли лучшие произведения русских драматургов: Гоголя, Грибоедова, Пушкина, Тургенева.

     С 80-х годов XIX века разрозненные группы любителей драматического, музыкального творчества начали самоорганизовываться в более крупные любительские объединения – художественные кружки и товарищества. Одним из них был Полоцкий музыкально-драматический кружок любителей, основанный в 1884 году. Коллектив ставил перед собой просветительскую цель, пропагандируя эстетические знания, развивая самодеятельную творческую инициативу широких слоев городского населения.

     В Полоцк часто приезжали с гастролями русские актеры. Мастера сцены вызывали повышенный интерес у зрителей и  тем самым поднимали авторитет театра. Так, в зимний сезон 1887 – 1888 гг. на полоцкой сцене выступал начинающий талантливый  русский актер  Павел Орленев, творчество которого вошло в историю русского театра, благодаря мастерски созданным им на сцене образам царя Федора (1898 г.),  Раскольникова (1899 г.), Дмитрия Карамазова (1900 г.), Освальда (1900 г.) и т.д.
Полоцк всегда оставался одним из ведущих городов с прогрессивной демократической культурой.

     В театральной жизни города любительский театр занимал особое место, независимо от исторических изменений, которые происходили в государстве. В начале ХХ века (с 1910 года) во многих городах Беларуси, в том числе и в Полоцке, возникали и получали большое распространение «беларускія вечарыны» (вечера белорусской национальной культуры), где любители театра представляли драматические спектакли, читали литературные произведения белорусских писателей, исполняли в национальных костюмах народные песни и танцы.

     До Октябрьской революции в Полоцке был дворянский клуб, т. наз. «Благородное собрание». Он имел зрительный зал с балконом и ложами, бильярдную, библиотеку, буфет. В нём ставились любительские спектакли, выступали гастролирующие театры, проводились балы, маскарады, танцевальные вечера, дворянские собрания и т.п.

     Февральская революция 1917 года коренным образом изменила культурную жизнь полочан. При начальных школах, комитетах бедноты, партийных и комсомольских ячейках из актива и передовой молодежи основывались творческие коллективы. Это был один из способов борьбы с контрреволюцией и безграмотностью. 

     Активизируется клубная самодеятельность. При станции Полоцк I ещё до революции был построен ж./д. клуб. Имел небольшой зрительный зал со сценой, библиотеку, летний сад со сценой. В саду проводились массовые гуляния, танцы, выступления заезжих артистов и трупп. После революции сад был расширен, расширен и летний театр.

 


 

Кюльбах С.Н.

После революции, поменявшей весь жизненный уклад страны, начался новый этап и в театральной жизни Полоцка. С момента своего установления советская власть берет на вооружение театр, как активную форму просвещения и агитации среди народа. 9 ноября 1917 г. был издан декрет Совета народных комиссаров о передаче всех театров страны в ведение отдела искусств Государственной комиссии по просвещению. В 1918 г. театральный отдел Наркомпроса, возглавляемый А.В. Луначарским, издал обращение «Ко всем национальностям России». При Наркомпросах республик начинают создаваться театральные отделы. Театр был взят на гособеспечение.
Вопросами, связанными с развитием театрального дела в Полоцке, занималась Театральная секция Подотдела искусств Отдела народного образования исполнительного комитета Полоцкого уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Лозунг массовости искусства привел к огромному всплеску театральной самодеятельности в первые послереволюционные годы. Творческие коллективы и драмкружки создавались при воинских частях и милиции, при клубе «Строитель», среди учащихся и молодёжи города Полоцка. Советская власть всячески содействовала количественному росту и развитию кружков художественной самодеятельности.

Настоящим культурным центром Полоцка того времени был Народный Дом Просвещения, который иногда также упоминается и как первый городской театр. Это помещение бывшего дома Кисина, где раньше существовал дворянский клуб «Благородное собрание». Полоцкий краевед и педагог Иван Петрович Дейнис вспоминает: «Находился он на Невельской улице, около теперешнего Дома офицеров. Он имел зрительный зал с балконом и ложами, бильярдную, библиотеку, буфет. В нём ставились любительские спектакли, проводились спектакли гастролирующих театров, балы, маскарады, танцевальные вечера, дворянские собрания и т.п.

Во время первой мировой войны часть клуба была закрыта под военную полевую почту. После революции в нём открылся городской театр, где выступали приезжие труппы оперетты, драмы, оперы, любительские драмкружки и концерты, проводились собрания,  митинги, диспуты, читались лекции и т.д. Директором театра перед войной был Беркович, до него С.Р. Кюльбах».

В марте 1919 г. в «Народном доме» была открыта специальная музыкальная школа и музей. В помещении было электрическое освещение, также имелась сцена с двухсторонним павильоном и декорациями на лесах. В качестве реквизита – 1 гарнитур мягкой мебели. Зрительный зал состоял из партера, амфитеатра и лож и был рассчитан на 366 мест. В сентябре–октябре 1920 г. под руководством инструктора Игнатьева велись работы по изготовлению декораций. В 1921 году помещение в очередной раз было отремонтировано, сделаны лавки (в результате чего зрительный зал был увеличен до 480 мест).

В конце сентября 1920 г. была основана детская драматическая студия под руководством актрисы Оленевой. В группе числилось 48 детей. Для удобства проведения занятий дети были разделены на три группы. Положением о Полоцкой драматической студии были предусмотрены следующие виды занятий:

  1. Постановка голоса и дыхания.                        
  2. Художественное чтение.                                 
  3. Пластика.                                                
  4. Мимика.                                                            
  5. Гримм.                                                              
  6. Импровизация.                                                 
  7. Инсценировка.                                                  
  8. Пантомима.                                                      
  9. История литературы.                                       
  10. История искусств.                                            
  11. Теоретическое знакомство со сценой, обязанностями режиссёра и проч.                      

В течение года студийцы должны были подготовить несколько показательных отчетных вечеров, участвовать в качестве статистов при подготовке спектаклей.

В мае–июне 1921 г. при отделе народного образования было создано 2 профессиональных коллектива: Еврейская драматическая труппа (актёры: Безродный, Лазарев, Мармур, Раппопорт, Рафайлович, Копейкина, Пук, Фиш, Сорин) и Русский драматический коллектив (актёры: Горчиков-Сазовский, Борщевская-Зорина, Мирковская-Мирская, Судиловская, Павлова-Любимова, Овсянникова, Крупенина, Ларин  и др.). В качестве руководителей городского театра в 1921 и 1923 гг. в архивных документах упоминаются Егор Ефимов, активный деятель Театральной комиссии, и актёр Варлай-Воробьёв.

Согласно Положению о Русской драматической труппе в постоянном составе труппы должно было быть более десяти актеров-профессионалов. В случае же необходимости при постановке пьесы, требующей дополнительных исполнителей, они должны были специально приглашаться и оплачиваться администрацией труппы. Артисты-профессионалы, числившиеся в составе труппы, получали ежемесячное «продуктовое довольствие», а в качестве денежной оплаты их труда актерам выдавалась определенная часть от сборов с поставленных труппою платных спектаклей. Ежемесячно труппа должна была ставить не менее одного платного и одного бесплатного повторного спектакля. Во время гастрольных поездок по уезду труппа должна была ставить на каждые два платных спектакля один бесплатный повторный спектакль. 20 % валового сбора от всех платных спектаклей труппы поступало в кассу Политпросвета.

В мае 1923 года в Минске был организован сбор руководителей драматических коллективов по вопросу развития любительской самодеятельности. Был намечен план дальнейшего развития, после чего целенаправленно оказывалась активная практическая помощь коллективам со стороны профессиональных театров. В дальнейшем драматические кружки пополнялись опытными руководителями, режиссерами и актерами.

Интерес вызывает тот факт, что в 20-е гг. в Полоцке почти каждый день драматическими коллективами города показывались спектакли или же давались концерты. Например, общее количество спектаклей за 1924/25 уч. год – 114, вечеров самодеятельности – 13. Спектакли давались, как бесплатные, так и за деньги, кроме того ряд постановок был приурочен помощи больным и раненым красноармейцам, а также голодающим детям Поволжья. Помимо выступлений полоцких профессиональных и любительских коллективов, в наш город приезжали также и гастролирующие труппы: Петроградский Государственный Академический Театр, Московский концертный коллектив, Витебская государственная еврейская труппа и др. Постановки звучали на белорусском, русском, еврейском языках. В 1926 г. под влиянием политики белорусизации было издано распоряжение, согласно которому  все афиши для Городского театра должны быть написаны только по-белорусски. По своей тематике встречались постановки революционного и бытового содержания, а также спектакли по классическим пьесам Гоголя, Чехова, Мольера и др. Политическая направленность репертуара зачастую носила агитационный, митинговый характер. Особенно это касалось постановок, приуроченных к празднованию советских праздников.

Как уже говорилось ранее, в первые послереволюционные годы можно было наблюдать настоящий всплеск клубной самодеятельности. В начале 1920-х гг. в Полоцке насчитывалось больше 10 любительских театральных коллективов.

Ещё до революции был построен железнодорожный клуб при станции Полоцк I. Он имел небольшой зрительный зал (до 500 человек) со сценой, библиотеку, а также летний сад со сценой. В саду проводились массовые гуляния, танцы, выступления заезжих артистов и трупп. После революции сад и летний театр были расширены (теперь на их месте расположен сквер напротив вокзала, все его постройки были уничтожены во время войны).

Среди любительских кружков был популярен драмкружок при клубе милиции. Актёры-любители ставили смелые фантастические водевили в одном действии на русском языке: «Начальник отряда», «Ожидание кометы в уездном городе». Сцена при клубе милиции была рассчитана на 175 зрителей. Клуб милиции, сцена и декорации были расписаны силами местной художественной школы. На сцене имелся двухсторонний павильон с декорациями на лесах, однако освещение было газовое. Реквизита и бутафории не было.

При клубе «Строитель» работала сцена с керосиново-калильным освещением на 350 мест. Имелся фанерный павильон, но не было реквизита и бутафории. И.П. Дейнис пишет, что летний клуб и сад строителей был в конце улицы Толстого.

Но самое лучшее оснащение и бутафорию имела сцена в клубе «Красный курсант» в здании бывшего кадетского корпуса. В помещении клуба могли разместиться до 1000 человек, однако оно работало в начале 20-х гг. только для курсантов и красноармейцев.

Нельзя не отметить, что в 1924-1925 гг. в городе также действовал польский драматический кружок, который ставил спектакли на польском языке.

Кроме того, в архивных документах упоминаются: 3 кружка учащихся 1-й и 2-й ступени при Клубе учащихся, драматические кружки 4-х воинских частей и Культпросвета Командных курсов, Драматическая труппа ГОРЕМа, Еврейский драматический кружок, драматический кружок при СКМ, 5 музыкально-драматических коллективов и 11 драматических кружков в уезде.

С середины 20-х годов широкое распространение и огромную популярность в самодеятельности нашей республики получили театрализованные устные чтения под названием «Синяя блуза», так называемая «живая газета». Их репертуар состоял из литературно-художественных монтажей, обозрений, сценок, отражавших производственную и общественную жизнь, международные события. Тематика была злободневна, в ней сочетались героика и патетика, сатира и юмор. Вот как об этих выступлениях писал Бонифатий Иванович Еронько, участник полоцкой «Синей блузы»: «Мы пропагандировали идеи социалистического мировоззрения – ударный труд, строительство фабрик и заводов, коллективизацию сельского хозяйства. Критиковали, высмеивали лодырей, прогульщиков, пьяниц, спекулянтов». Полоцкий коллектив «синеблузников» выступал в клубах, рабочих уголках на фабриках и заводах. Одетые в рабочие костюмы (синие блузы) они в мажорном типе исполняли фельетоны, частушки, танцы, сатирические сценки на самые злободневные темы. Основателем театра «Синяя блуза» в нашем городе был С.Р. Кюльбах. За весьма короткий срок «Синяя блуза» завоевала ощутимый успех у зрителей. Она была широко популярна в городе и за его пределами. «Выездное выступление полоцкого коллектива на заводе «Труд» привело зрителей в нескрываемый восторг. Синеблузникам пришлось сделать 4 сеанса. Наибольшим уважением пользовалась «живая газета». Скорее всего потому, что была близка до местных умов, как критика труда местных организаций кооператива, так и быта рабочих. Только к 2 часам ночи закончился наш последний сеанс. Постановками рабочие были очень довольны» – так вспоминали свое выступление актеры.

В конце 1920-х гг. на территории Беларуси начинают создаваться театры рабочей молодёжи (ТРАМы). Отличительными чертами постановок ТРАМов была их общественная направленность, публицистичность, контакт зрителей и исполнителей. Владимир Маяковский называл их «театрами агитации и воздействия». В основе репертуара были коллективно написанные сценарии и пьесы ТРАМовских драматургов. Постановки рассказывали про жизнь и быт рабочей молодёжи. Благодаря ТРАМам был разработан новый вид представлений: публицистические музыкально-танцевальные постановки с политическими и бытовыми масками, главным действующим лицом которых был комсомольский коллектив.

В 1933 году ТРАМ был основан и в Полоцке. Его ядром стали участники «Синей блузы». Из Минска из 1-го Белорусского Государственного Театра  (БДТ-1) в Полоцк был прислан режиссёр Владимир Филиппович Чернявский. Под его руководством был поставлен ряд новых спектаклей по образцу минского театра: «Новый город», «Чудесный сплав», «Чудак», «Ложный стыд» и другие.

Постепенно удачные постановки привлекали в ТРАМ всё больше и больше актёров-любителей из других драматических коллективов Полоцка. В основной состав полоцкого ТРАМа входили: С.Р. Кюльбах, Борис Эстеркин (помощник режиссера), Бонифатий Еронько, Александр Морозов, Георгий Дашкевич, Рива Эскина, Антонина Рубаненко, Варвара Дашкевич, Зинаида Васильева, Нина Лепина и другие. После конкурса драматических коллективов, в котором полоцкий ТРАМ занял первое место, к труппе театра присоединились такие актёры как Борис Левит и Исаак Галёркин. Так постепенно формировался основной костяк будущего полоцкого профессионального театра.

Вот что вспоминает об этих годах один из участников ТРАМа Бонифатий Еронько: «Мне в начале деятельности театра удалась роль в одном спектакле (названия которого я к сожалению, не помню), где я играл роль колхозника. И я считался способным актёром театра. И особенно удачно мною была сыграна роль Рыгачёва в спектакле по пьесе Афиногенова «Чудак», с этого началась моя популярность. Но к сожалению, в скорости, я был призван в Красную армию в сентябре 1935 года и на два года оторван от театра».

В 1935 г. Полоцкий ТРАМ получил статус полупрофессионального. Основные актёры театра стали получать минимальную зарплату в 50, 40 и 30 рублей в месяц.

В июле 1934 г. было принято постановление ЦК КП(б) о создании в БССР передвижных колхозно-совхозных театров. Предполагалось, что это будут профессиональные театры, которые с помощью театрального искусства будут вести просветительскую и агитационную работу среди крестьян. Большинство постановок должны были показываться перед жителями сельской местности, однако основная база этих театров располагалось в городе. В 1935 г. такие театры были открыты в Гомеле, Борисове и Мозыре.

15 апреля 1936 г. собственный колхозно-совхозный театр появился и в Полоцке. Он был создан на основе Полоцкого ТРАМа. Труппа также пополнилась профессиональными актёрами и режиссёрами. Как вспоминает Б.И. Еронько, в 1937 г. «на Полоцкий театр обратил особое внимание Областной комитет по делам искусств и Республиканский комитет. В театр сразу прибыло много новых актёров, режиссёр и другие работники сцены». К 1939 г. в труппе насчитывалось более 20 актёров. Из Минска были приглашены П.И. Мастеров, Г.И. Лобаков, С.П. Потапович, Е.В. Мартыненко, Л. Гурьев; из Ленинграда приехали А.П. Серегин и Т.И. Серегина, Г.И. Меркулов; из Витебска – З.П. Хрол, Н.А. Шнейдерман, А. Козловский; из Ворошиловграда – З. Мальцева; из Бобруйска – К.И. Сумейко, Я. Карпачик; а из полочан в состав труппы вошли: И.С. Галеркинин, Н.И. Галеркина, Н.И. Лепина, И. Мацулевич, Е. Генова, В.А. Азарков, Г.И. Дашкевич и В.И. Пехова.

Благодаря сохранившимся воспоминаниям помощника режиссёра Полоцкого колхозно-совхозного театра Б.И. Еронько, мы можем сегодня сложить представление о некоторых актерах, выступавших на полоцкой сцене.

Петр Иванович Мастеров (заслуженный артист БССР с 1975 года) пришёл в Полоцкий колхозно-совхозный театр в 1938 г. из Минского ТЮЗа. Специального театрального образования не имел, однако имел большой опыт и стаж работы, был одним из ведущих актёров Полоцкого театра. Зачастую заменял режиссера на репетициях и даже сам поставил несколько спектаклей («Генеральный консул» братьев Тур и Л. Шейнина, «Партизаны» К. Крапивы).

Александр Петрович Серегин приехал в Полоцкий колхозно-совхозный театр в 1937 г. из Ленинграда, где учился в театральном училище, однако ушёл с последнего курса, желая целиком посвятить себя практике. Через год, в 1938 г., вслед за ним в Полоцк перебралась и его девушка, ставшая в скором времени супругой. Тамара Ивановна и Александр Петрович Серегины были одними из лучших актеров Полоцкого театра. Оба они исполнили много ведущих ролей в спектаклях Полоцкого театра. Александр Петрович был ещё и мастером эпизода. Так, в спектакле «Очная ставка» он с огромным успехом исполнил сразу три эпизодические роли. Все свое свободное время А.П. Серегин посвящал театру: кроме колхозно-совхозного театра он подрабатывал в других полоцких коллективах, занимался постановкой спектаклей в драмкружках, участвовал в концертах в качестве певца и танцора.

Георгий Иванович Меркулов закончил актерское отделение театрального училища в Ленинграде и приехал работать в Полоцк в 1937 г. Был характерным актёром и с большим успехом исполнял комедийные роли.

Куприян Иосифович Сумейко приехал в Полоцк из Бобруйска, специального актерского образования не имел и пришёл в театр из самодеятельности. Был отличным актером и танцором. Имя Куприян ему не нравилось, поэтому все звали его Эдиком.

Екатерина Викторовна Мартыненко в театр приехала из Минска, работала ранее в БДТ-3. Была одной из самых опытных актрис в Полоцке и имела самый  большой стаж  работы. В Полоцком колхозно-совхозном театре не было ставки танцмейстера, поэтому Екатерина Викторовна при необходимости сама занималась постановкой танцев для спектаклей.

Исаак  Самуилович Галеркин перешел в колхозно-совхозный театр еще с ТРАМа, специального театрального образования не имел. Однако по воспоминаниям Б.И. Еронько, «это был прекрасный актёр-самородок, в театре готов умереть». Кроме того, Галеркин подрабатывал в театре электроосветителем.

Постановкой спектаклей в Полоцком колхозно-совхозном театре занимался художественный руководитель. За период работы театра с 1936 г. по 1941 г. сменилось 9 художественных руководителей.

Одним из первых был молодой начинающий режиссёр, приехавший из Ленинграда, Владимир Семенович Гноенский. Под его руководством было поставлено два спектакля: «Очная ставка» по пьесе братьев Тур и Л. Шейнина и «Год 1919» Н. Прута.

Важную роль в становлении полоцкого театра сыграл Андрей Николаевич Липеровский, московский режиссер, который многому научил местных актеров, занимаясь с ними по методу Станиславского. За время своей работы он поставил «Бесприданницу» А. Островского, «Тут много солнца» и «Таня» А. Арбузова.

Большая практическая помощь в 1938-1939 гг. в развитии Полоцкого театра был оказана Николаем Александровичем Ковязиным, известным режиссером, педагогом, художником, театральным деятелем (заслуженный артист БССР с 1949 г.). В 1939 году на полоцкой сцене им был поставлен спектакль «Дядька на трех ногах» по пьесе П. Каратыгина. Также под его руководством  Петр Иванович Мастеров завершил постановку «Генеральный консул» братьев Тур и Л. Шейнина. По воспоминаниям актеров это был самый ходовой спектакль театра, который пользовался большим успехом у зрителей и был сыгран более 100 раз.

Кроме самих актеров и художественного руководителя в штате театра насчитывалась ещё много работников. Администрация была представлена директором в лице И.Е. Кумистера и администратором – Н. Федотовым. Всех подсобных рабочих контролировал помощник режиссера – Б.И. Еронько. За костюмы и реквизит отвечали: машинист и рабочий сцены, костюмер, реквизитор и бутафор.  Кроме того, у театра был шофер и два собственных грузовика, на которых во время гастролей перевозились декорации и люди. Художники в штате имелись не всегда, и зачастую изготовлением декораций занимались сами актёры и помощник режиссера.

Полоцкий колхозно-совхозный театр был взят на государственное обеспечение. По статистическим данным в 1937 году на театр было выделено в среднем 90 тыс. руб., а в 1938 году – 160 тыс. руб. Так как театр имел статус профессионального коллектива, то всем актерам и работникам выплачивалась заработная плата. Вот что вспоминает об этом помощник режиссера Б.И. Еронько: «Денег, которые я получал в театре, нам хватало на жизнь». Однако «ставки в театре были небольшие – от 250 до 400 р. И поэтому почти все в театре подрабатывали, кто на стороне, а кто в театре. Во время гастролей на периферии, т.е. в райцентрах и больших населенных пунктах администрация театра платила работникам квартирные и командировочные».

В отличие от обычного городского театра, главной целью колхозно-совхозных театров являлось обслуживание не городских зрителей, а населения сельской местности. Поэтому значительную часть времени театр проводил на гастролях, разъезжая по районам Витебской области, а иногда забираясь и за ее пределы. Зачастую на гастроли выезжали не только в теплое время года, но также зимой и весной. А многие помещения, переделанные под районные дома культуры, не были приспособлены для выступлений в холодное время. Вот, что вспоминали об это актеры: «Помню, в Чашниках дом культуры находился в церкви. Зимой церковь не отапливалась, да это и невозможно было сделать из-за высокого куполообразного потолка и высоких окон. И вот мы играли на сцене при минусовой температуре. Хорошо хоть тепло в помещениях, где мы гримировались и переодевались, ну а как на сцену – так северный полюс. И хоть в зале полно народу, а тепла нет. Мучились мы, но мучилась и публика, которая сидела в валенках и тулупах. Но каково нам, если приходится играть в летних платьях, да и ещё изображать знойное лето, или что-либо в этом роде». А летом устраивались так называемые «большие гастроли», во время которых актеры театра по несколько месяцев находились вдали от дома и от своих семей. Зато после этого, в сентябре месяце, они уходили в заслуженный долгожданный отпуск. В октябре начинался новый театральный сезон, и оставшиеся осенние месяцы и начало зимы участники коллектива занимались постановкой новых спектаклей. «Тут приходилось много работать режиссеру, помрежиссера, обслуживающему персоналу, ну и как разумеется актерскому составу. Когда выпускался новый спектакль репетиции перед выпуском назывались «адовыми». Они начинались с 10 часов утра и кончались часто далеко за полночь»,– вспоминает Б.И. Еронько.

18–31 мая 1939 г. в Минске проходил Первый Всебелорусский фестиваль колхозно-совхозных театров. Фестиваль подвел итоги деятельности этих коллективов, засвидетельствовал качественное улучшение репертуара, а также рост актерского и режиссерского мастерства. В фестивале участвовали коллективы из Гомеля, Бобруйска, Могилева, Лепеля, а также из Полоцка. Первое место занял Гомельский театр, а второе – Полоцкий. Это было большим и важным достижением для полоцкого театра.

Благодаря активной просветительской деятельности Полоцкого театра проводились так называемые «Олимпиады художественной самодеятельности» в Верхнедвинске, Освее, Ветрино, Россонах. Организовывались олимпиады и среди детских коллективов. Это способствовало созданию в области новых драматических коллективов.

К сожалению, в 1939 г. Полоцкий колхозно-совхозный драматический театр был переведен на постоянное место работы в г. Оршу. И в марте 1941 г. коллектив приехал в Полоцк на родную сцену уже на гастроли, а не выступал там как собственный театр.

Николай Боровский, первый художественный руководитель послевоенного театра

Во время Великой Отечественной войны вся сеть культурных учреждений города была полностью уничтожена. С 1944 г. театральная жизнь в полуразрушенном Полоцке стала возрождаться. Начали свою активную творческую деятельность драмкружки в «городском клубе» (бывший кадетский корпус), в Доме офицеров, в клубах при предприятиях и учреждениях города.

По вечерам, несмотря на нелегкую послевоенную жизнь, любители театрального творчества ставили однократные пьесы, небольшие сценки, шутки, скетчи. Порой самодеятельные актеры сами становились авторами этих небольших драматических произведений.

В 1948 г. на суд полочан был представлен первый многоактовый спектакль «Слава» В. Гусева в постановке профессионального режиссера Н.В. Боровского, который стал первым художественным руководителем и режиссером послевоенного Полоцкого театра. Спектакль имел большой успех у зрителя. Далее новыми постановками «Московский характер» А. Софронова, «Настенька» А. Малышкина, «Машенька» А. Афиногенова и др. Полоцкий театр завоевывает признательность и уважение зрителей.

Основателем Полоцкого Народного театра можно считать Николая Васильевича Боровского Актер, режиссер, театральный педагог, он начал свою театральную деятельность еще в 1918 году с сельского любительского кружка, где уже в третьем спектакле «Безработные» С. Белой Николай Васильевич сам начал заниматься режиссурой. Николай Васильевич имел колоссальный опыт работы в качестве актера, режиссера, директора театра во многих городах России, Беларуси. Обладая невероятным чутьём и талантом театрального педагога, Николай Васильевич с точностью мог определить в своих учениках актерские способности и умело развить их. Н. Боровский часто размышлял в своих воспоминаниях о своем предназначении: «Не знаю, почему и как, но, по-видимому, я, все же, был нужен театру… И если бы не так, то это было бы очень трудно – «проболтаться» на сцене свыше пятидесяти лет, и актером «на главных ролях» …, и режиссером, и художественным руководителем, и директором… и даже театральным рецензентом областной газеты…».

По воспоминаниям актеров Полоцкого народного театра Николай Васильевич был «необыкновенно мудрым человеком». «Мастер и Учитель с большой буквы!»– называли режиссера его ученики и последователи. Николай Васильевич смог объединить талантливых актеров, художников и создать единый драматический коллектив с богатым творческим потенциалом.

Благодаря постановкам Н.В. Боровского, Полоцкий театр в 1948 г. снова приобрел свою значимость в общественной, культурной жизни полочан и в театральном творчестве в целом.

В 1954 г. драматический коллектив переходит в новое здание городского Дома культуры. Там для театралов нашлись уютная гримерная и большая сцена. После переезда в ГДК полоцкий театр активизирует свою работу, организовывает свои первые гастрольные выезды с концертами, спектаклями. Режиссером театра становится Александр Семенович Галеркин. Согласно информации, размещенной в местной газете, репетиции в театре в это время проходили три раза в неделю.

Театральный коллектив пользовался успехом не только среди полочан, но и среди жителей района. Спектакли показывали на промышленных предприятиях города, а также в пригородных колхозах. Репертуар постоянно пополнялся новыми спектаклями. Так, в 1954 году были поставлены одноактные пьесы: «Семейные вопросы» Таувеста, «Эх, вы!» и «Сложная профессия» Теслера, «Кто она?» Балконской, «Около порога» и «Два товарища» Суходольской. Главные роли в этих пьесах исполняли В.С. Баронович, Т. Комарова, Ф. Матвеева, В.С. Богачев, М.И. Соболевская и другие. Драматический коллектив насчитывал 27 человек. В основном это были учащиеся старших классов и студенты. Однако в местной газете писали, что при попытке постановки полномасштабной многоактной пьесы все равно отмечался недостаток участников для исполнения ведущих ролей. Причину этого усматривали в недостаточной работе по привлечению в театральную труппу людей более старших поколений.

Следует также отметить, что в эти годы в Полоцк часто приезжали на гастроли различные театральные коллективы и профессиональные театры из других городов: артисты из Молдавии, Московский драматический театр, Хмельницкий украинский музыкальный драматический театр им. Петровского, Даугавпилсский Государственный русский драматический театр, Государственный русский драматический театр им. Ленинского Комсомола Беларуси, Гродненский областной русский драматический театр, Великолукский областной драматический театр и др.. Гастрольные спектакли приезжих коллективов не могли не вызывать интереса у полоцкого зрителя, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы, напечатанные в местной газете, как от журналистов, так и от простых горожан.

После 1954 г. репертуар театра пополнился новыми постановками режиссера А.С. Галеркина: «Таня» А. Арбузова, «Чужой ребенок» В. Шкваркина, «Извините, пожалуйста» А. Макаенка, «Бесприданница», «Без вины виноватые» А. Островского. С каждой новой работой совершенствовалось исполнительское мастерство актеров. Н.В. Боровский как опытный театральный педагог продолжает работать с актерами и ставить спектакли, как режиссер («Человек в отставке», 1958 год ),  имея несомненный авторитет в актерской среде.

Полоцкие актеры в 1956 г. приняли участие в декаде лучших театральных коллективов области. В 1958 г. на областном смотре художественной самодеятельности, посвященном 40-летию БССР, театр из Полоцка вынес на суд зрителей и жюри спектакль «Партизаны» К. Крапивы в постановке А. Галеркина. Коллектив занял второе призовое место и стал одним из лучших и ведущих любительских театров в области. По статистическим данным, кроме постановок многоактных пьес, к 1959 году театр поставил около 38 одноактных спектаклей, организовал для зрителей города, района, области 270 выступлений. Труппа состояла из 53 участников. Это были и рабочие промышленных предприятий, и служащие, и домохозяйки.

19 августа 1959 г. В городском Доме культуры прошёл вечер, посвящённый открытию Полоцкого народного театра (этого звания коллектив удостоился за свой спектакль «Партизаны»).

В торжественной обстановке руководитель городского отдела культуры Т. Баранович зачитала постановление коллегии Министерства культуры БССР о присвоении драматическому коллективу городского Дома культуры звания народного театра республики. Лучшим участникам В.С. Богачеву, Н. Галеркиной, Р. Жерносек были вручены удостоверения о присвоении им звания «актер народного театра».

После торжественной части коллектив молодого театра показал полочанам свою новую работу– драму И.Шамякина «Не верьте тишине».

В итоге Полоцкий народный театр превратился в единое сплоченное сообщество лучших представителей интеллигенции города. Актеров труппы, людей разного возраста и профессий объединяли любовь к сцене, желание творить и дарить свое мастерство зрителям. «Все были разные …и очень дружные. Нас интересовали и литература, и искусство. Нередко спорили о своем, о театральном. В нашем кругу часто звучало имя Солженицына. А первые книги Евтушенко, Вознесенского были самым лучшим подарком в то время…», –вспоминала актриса Народного театра Тамара Филиппова –Корогодская.

Полоцкая сцена для многих актеров Народного театра стала первой ступенькой на пути в киноискусство, в профессиональный театр. Светлана Соколова, Инна Бочарова, Валентина Жмакина, Надежда Анищенко, Анатолий Рудаков, Александр Беспалый, Василий Богачев и многие другие стали известными актерами советского кино, актерами театров Беларуси и России.

С 1960 года участники коллектива поддерживали тесные связи с актерами, режиссерами второго Белорусского государственного театра им. Я. Коласа. Проводились творческие вечера, семинары, организовывались выезды на премьерные спектакли Витебского театра. Таким образом с 60-х годов в порядке шефской помощи профессиональные театры Республики, согласно Постановлению коллегии Министерства культуры БССР № 38 от 27 апреля 1960 года, оказывали поддержку народным театрам в работе с актерами, самодеятельными режиссерами, помогали в подборе репертуара, в материальном обеспечении любительских коллективов костюмами, элементами декораций.

В юбилейном для города 1962 году в честь 1100-летия Полоцка Народный театр выпустил два новых спектакля. В постановке «Стряпуха» по пьесе А. Софронова в качестве режиссера-постановщика выступил актер театра им. Я. Колоса Борис Левин, заслуженный актер Беларуси.

19 августа 1962 года на сцене ГДК состоялась премьера спектакля «Красная линия» В. Собко. Эта была первая режиссерская работа студента второго курса театрального училища им. Щукина Михаила Пташука. Вот как описывает эту постановку Вера Киселева, режиссер Полоцкого народного театра: «Условные декорации. Сцена построена в виде ступеней. На протяжении спектакля актеры легко меняют мизансцены, переступая с одной ступени на другую, танцуя и, время от времени, непринужденно поднимаясь на лестницы-«стремянки», которые по задумке режиссера-постановщика располагались по краям сцены. Подкупала яркая, «без театральщины», игра актеров. Герои были легко узнаваемы. Играли все: старшее и среднее поколения актеров театра, молодежь… Открытием для труппы Полоцкого народного театра было использование молодым режиссером этюдного метода работы над спектаклем… Успех постановки Михаила Пташука был фантастическим. Новый подход и современный принцип работы с актерами ярко отличались от традиционных подходов А. Галеркина, Б. Левина».

Полоцкий народный театр ГДК часто приглашали выступать на сцене театра им. Я. Коласа. Полоцкие постановки всегда вызывали живой интерес у профессиональных актеров, витебского зрителя. В 1963 г. трем участникам полоцкого коллектива было присвоено звание «Артист народного театра».

В последующие годы Полоцкий народный театр не раз был удостоен звания «лауреат», «дипломант» на Всесоюзных фестивалях самодеятельного творчества трудящихся и республиканских смотрах-конкурсах народных театров. Эго была заслуженная победа как актеров, так и режиссеров Полоцкого народного театра Н. Боровского, А. Галеркина, Б. Левина, В. Власенко, Н. Манохина, Г. Спаса, В. Нагорного.

Следующая страничка в истории Полоцкого народного театра связана с деятельностью Николая Алексеевича Манохина. Начал он свою творческую деятельность актером Полоцкого народного театра. А в 1962 году поступил в Белорусский государственный театрально-художественный институт (БГТХИ) на заочное театральное отделение. Все годы учебы Николай Манохин не прерывал связь с Полоцким народным театром: ставил спектакли, играл на сцене. Осуществил более 15 постановок. Из них: «Васса Железнова» М. Горького (1965 г.), «Женатый жених» А. Кузнецова, Г. Штайна (1966 г.), «Игла и штык» А. Галиева (1967 г.), «Егор Булычёв и другие» М. Горького (1968 г.), «Десять суток за любовь» В. Константинова, Б. Рацер (1969 г.), «Профессор Полежаев» Л. Рахманова, «Неравный брак» Б. Рацер, В. Константинова (1971 г.), «Если можешь – прости» Н. Манохина (1972 г.).

«Из всех режиссёров интереснее всего было работать с Николаем Манохиным. Это был и великолепный партнёр на сцене,– отмечала актриса Т. Филиппова. – Он отличался творческой энергией, задором. Темпераментный, ярко-характерный актёр. И к тому же прекрасный организатор».

Необходимо было иметь не только смелость, но и недюжинный режиссёрский талант, чтобы воплотить в жизнь классику. К тому же, Николай Манохин сам играл в своих постановках, тонко и последовательно раскрывая внутреннее состояние героев: Прохора Храмова в спектакле «Васса Железнова», Егора Булычёва в спектакле «Егор Булычёв и другие».

В1973 году приехал в город Полоцк и возглавил Полоцкий народный театр Гранислав Леонович Спас. Коллектив к тому времени переживал своеобразный кризис. По различным причинам оставили сцену многие опытные актеры. Молодых участников в полоцком коллективе было мало. Новому режиссёру необходимо было сохранить театр, обновить состав труппы, не нарушая старых принципов и традиций.

К октябрю 1973 года в народном театре уже насчитывалось около 30 участников. Используя свой творческий и жизненный опыт, «ветераны» полоцкой сцены Т. Филиппова, В. Протасова, Ю. Мищенко, Н. Галеркина, Л. Кухаренко совместно с режиссёром обучали молодых участников сценической грамоте, учили основам актерского мастерства, помогали и поддерживали советом.

Гранислав Спас за пять лет своей творческой деятельности поставил на полоцкой сцене более 10 спектаклей: «Валентин и Валентина» М. Рощина, «С легким паром» Э. Рязанова, Э. Брагинского (1973 г.), «Горя бояться–счастья не видать» С.Маршака (1974г.), «Москвич» Н. Горулева (1974г.), «Московские каникулы» А. Кузнецова, «Девочка и апрель» Т. Ян (1975г.), «Квадратура круга» В. Катаева, «Снежная королева» Е. Шварца (1976г.), «Платье для выходного дня» В. Карасева (1977г.), «Антонина» Г. Мамлина (1978г.).

В молодежных пьесах остро звучали проблемы морали. В постановках главное внимание режиссёра было обращено на человека, на его внутренний мир. И это приносило спектаклям Полоцкого народного театра большой успех.

Непростыми оказались для Полоцкого народного театра 80-е гг. XX в. Руководители и режиссеры сменялись один за другим. История сохранила для нас лишь их фамилии: Г. Войтеховская (с 1979), У. Пугач (с 1983), Б. Ливин (1986-88), А. Сазонтов (1990-1991).

Вот что пишет журналист местной газеты о премьере спектакля, поставленного У.А. Пугачом в мае 1986 года по пьесе С. Алешина «Ксантиппаи этот, как его…»: «Театр ГДК возобновил свою работу три года назад. После полуторалетнего перерыва молодому режиссеру У.А. Пугачу фактически пришлось начинать все сначала. И вот набрана труппа, поставлено три спектакля, и мы можем говорить сегодня, что в Полоцке есть интересный театральный коллектив…».

В то время как в ГДК Народный театр переживал далеко не самые свои лучшие времена, в соседнем Дворце культуры ПО «Стекловолокно» зарождались два новых театральных коллектива. Их история связана с деятельностью супружеской пары Нагорых, приехавших на работу в Полоцк в 1975 году после окончания Минского театрально-художественного института, нынешней Академии искусств. Так 19 ноября 1975 г. во Дворце культуры ПО «Стекловолокно» родилось сразу два театральных коллектива. Валентин Петрович стал организатором и руководителем театра «Пилигрим», а Валентина Петровна – детского театра-студии «Гармония». Признание пришло достаточно быстро. Уже в 1979 г. «Пилигрим» получает звание народного (спектакль «Погорельцы» А. Макаенка. А в 1980 г. «Гармонии» присвоено звание образцового детского театра-студии (спектакль «Сказка о царе Салтане»). Оба коллектива были лауреатами многочисленных фестивалей, дипломантами республиканских смотров-конкурсов.

Нагорные организовали настоящую школу сценического искусства, преподавая своим студийцем и историю театра, и актерское мастерство, и основы театрального грима.  Свою главную задачу Валентин Петрович и Валентина Петровна видели в воспитании личности, духовности, в том, чтобы научить понимать и любить прекрасное, испытывать потребность в общении с искусством.

Можно сказать, что Нагорные воспитывали не только студийцев, но и публику, развивая у неё хороший вкус. Для многих театры, созданные Нагорными, стали ступенькой к будущей профессии. Это Игорь Сигов, ведущий актер Республиканского театра белорусской драматургии, ныне успешно реализующий свой творческий потенциал еще и в кино, Наталья Родина, театральный режиссер, удачно поставившая свои первые спектакли в Минске и Гродно, Анна Шелепова, режиссер Заслуженного любительского коллектива РБ студенческого театра «АРТ» при Полоцком университете, Вера Киселева, актриса и режиссер, которая руководит сегодня Заслуженным любительским коллективом РБ театра «Пилигрим». Все они считают Нагорных своими «духовными наставниками». От них они заразились любовью к театру и продолжают заражать этой любовью уже своих зрителей.

В 1992 г. В.П. Нагорный переходит со своей труппой в Полоцкий городской Дворец культуры и становится руководителем Полоцкого народного театра «Пилигрим» ГДК.