Рогнеда

Рогнеда

 Проект “Рогнеда”, посвященный юбилею города Полоцка, стал одним из ключевых мероприятий и моментов празднования 1150-летия Полоцка.

     Спектакль в постановке режиссера Веры Киселевой был создан силами театра и стал самым массовым проектом коллектива по количеству актеров и дебютантов, которые задействованы на сценической площадке. В постановке приняла участие Заслуженная актриса Республики Беларусь Татьяна Лихачева. ЗЛК РБ театр “Пилигрим” и его руководитель были награждены благодарностью и грамотой Полоцкого городского исполнительного комитета за значительный вклад в подготовку и проведение праздничных мероприятий, посвященных 1150-летию г. Полоцка.

    Гастрольный тур театра по городам Витебской области и за ее пределами со спектаклем ”Рогнеда” — одна из славных страниц театрального любительского движения в Беларуси.

Цель театра «во все времена была
и будет: держать зеркало
перед природой, показывая доблести
её истинное лиц и её истинное – низости,
а каждому веку истории –
его неприкрашенный облик»
 ( У.Шекспир ).

       Приближалась юбилейная дата веков — 1150-летие моего родного города Полоцка. Мне и моему театру представилась уникальная возможность подарить полочанам и гостям города постановку, посвященную истории Полоцка… Выбор пьесы оказался довольно сложной и, казалось, неразрешимой задачей… Впереди меня ждал поиск. И моей героиней несомненно должна была стать легендарная полоцкая княжна Рогнеда – знаковая фигура в истории не только белорусского народа, но и всего славянского мира. Но ни в одной из пьес я не нашла «своей» Рогнеды. И было принято решение написать самой  пьесу, рассказывающую о жизненной трагедии молодой женщины, дочери  «земли кривичей»,  ставшей символом чести, гордости и жертвенной любви к родному краю. Мне предстояла большая  и кропотливая работа. Но я даже предположить не могла насколько она меня захватит и перевернет мой мир…

     Я знала, ЧТО мне необходимо  сказать людям со сцены и ЗАЧЕМ. Открыть страницу прошлого, значит, преподать важный урок настоящему. Нравственные устои наших предков уходят в небытие.  Мы сознательно пытаемся забыть историю. И для нынешнего поколения она стала подобна забытой книге, что пролежала долгие годы под грузом пыли на старой полке.

      Жизнь моего старого городка сегодня мало чем отличается от жизни других провинциальных городков Беларуси. На сером фоне пафосно звучат порой лозунги «Полоцк – колыбель духовности», «Полоцк – культурная столица Беларуси». Хотя культурная жизнь Полоцка ограничивается открытием памятников (мой город сегодня похож на музей скульптур), проведением массовых празднеств с гармошкой  и с песнями под караоке и коммерческих проектов.  Мне нередко приходилось видеть горькие усмешки горожан, когда в очередной раз открывался в городе памятник. Равнодушие, формализм стали обычными нашими спутниками в жизни. Мы приучаем детей своих небрежно относиться к  местам, где  родились и выросли. Мы становимся чёрствыми и пустыми! Наши потребительские инстинкты последовательно уничтожают нас. Мы становимся бездуховными, слабыми. Мы становимся рабами. После долгих размышлений я поняла:  мы начинаем забывать историю, стирать из памяти имена… и рвем тонкие нити, связывающие нас со своими корнями, не понимая, что   это и есть  история каждого. Каждый из нас часть своей земли, истории народа. И это можно только  чувствовать душой, ощущать,  видеть…

     Не пора ли задать себе вопросы: Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем? Кем мы станем? Что останется после нас? Нет истории – нет нации. Только возвращение к истории, к ее  истокам может затронуть осознание человека. Полоцк – город наших предков. Он обладает и сегодня ни с чем несравнимой силой и энергетикой, как и имена, которые пронесла история через века. Легенда о полоцкой княжне должны перейти к нашим детям.  Я решила вернуть Полоцку имя Рогнеды, ставшей символом чести, достоинства, мощи духовной, гордости, непримиримости и жертвенной любви к родной земле.     Городу необходим спектакль подобный гимну Полоцка!  

      Мне предстояло обратиться к  знаниям прошлого,  к духовному опыту предков,  знаниям подлинной истории Полоцкой земли и ее культуры. Чем больше меня захватывали поиски информации о событиях IX-X веков, тем больше у меня возникало вопросов к историкам, а затем и к самой себе…

     Яркий образ прекрасной и сильной славянки Рогнеды не померк со временем. В Тверской и Лаврентьевской летописях под 1128 годом есть ее жизнеописание, которое звучит как легенда. Возвышая личность Рогнеды, летописцы отдают должное ее несомненным достоинствам: безграничной преданности родному краю, женской гордости, супружеской верности, самозабвенной материнской любви.

     Рогне́да Рогволодовна (др.-рус. Рогънеда, белор. Рагне́да Рагвалодаўна, также Горисла́ва, в крещ. Анастаси́я; ок. 960 — ок. 1000) — княжна полоцкая, дочь князя полоцкого Рогволода, одна из жён великого князя киевского Владимира Святославича, мать князя полоцкого Изяслава Владимировича — родоначальника династии Изяславичей Полоцких, великого князя киевского Ярослава Владимировича и первого князя волынского Всеволода Владимировича (согласно «Повести временных лет»).

     Рогнеда славилась своей красотой и сперва была сговорена за Великого Князя Ярополка.  Владимир, намереваясь лишить брата престола, хотел склонить на свою сторону Рогволода, жениться на его красавице-дочери и через послов требовал ее руки.  Рогволод предоставил дочери самой решить, за кого идти. Она отвечала, что хочет выйти замуж не за сына рабыни, а за князя Ярополка. Оскорбленный этим Владимир неожиданно и с большим войском из Варягов, Новгородцев, Чуди и Кривичей напал на Полоцк, убил Ярополка и двух его сыновей и женился на Рогнеде (около 979 г.). Через некоторое время, утвердившись в Киеве (985 г.), Владимир, предпочтя ей других жен, выслал ее из дворца и поселил вместе с сыном Изяславом в с. Предславине, близ Киева, на берегу р. Лыбеди. Рогнеда, прозванная по своим горестям Гориславой, не могла простить мужу его измены и однажды, когда Владимир посетил ее в Предславине, она задумала убить его во сне. Владимир вовремя проснулся, отвел удар и хотел казнить ее. Лишь заступничество юного Изяслава, который, по наущению Рогнеды, сам обнажил на отца меч, спасло княгиню. После этого Владимир простил жену и отправил ее вместе с сыном во вновь построенный город Изяславль. Владимир, приняв крещение, предлагал Рогнеде выйти замуж за одного из своих вельмож, но она отказалась. Рогнеда скончалась в Изяславле в 1000 г., постригшись перед смертью с именем Анастасия. От Рогнеды, кроме Изяслава, у Владимира было еще два сына: Мстислав и Ярослав и две дочери. (Карамзин, История Госуд. Российского; Соловьев, История России; Полное собрание русских летописей; Словарь под ред. Старчевского, т. IX, ч. II, СПб., 1855, стр. 122.)

Биография

Княжна Рогнеда жила в Полоцке и была объявлена невестой Ярополка Святославича, великого князя Киевского. Брат Ярополка Владимир, в то время князь новгородский, был сильно унижен Рогнедой, так как тоже сватался к ней, однако был назван «рабыничем» и получил отказ, потому что княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир.

Оскорблённый отказом, с варяжским войском в 978 или 980 он захватил Полоцк и изнасиловал Рогнеду в присутствии её родителей, после чего убил её отца и двух братьев. Рогнеду он принудительно взял в жёны. В это же время, по преданию, она получила имя Горислава.

Примерно в 987 Рогнеда решилась отомстить за содеянное и убить мужа, великого князя киевского Владимира. Однако эта попытка завершилась неудачей. За покушение на великого князя Рогнеде грозила смерть. По легенде, разгневанный Владимир приказал жене нарядно одеться и взял в руки меч, однако на крик прибежал их первенец Изяслав и стал на защиту матери также с мечом в руках. Владимир не смог убить Рогнеду на глазах сына. Вместо этого он по совету бояр приказал сослать их обоих в полоцкую вотчину — город в верховьях реки Свислочь, названный Изяславль.

Это предопределило правление Изяслава в Полоцке и образование полоцкой ветви Рюриковичей. Князья этой ветви считали себя Рогволодовыми внуками — по женской линии, и отчину свою вели не от пожалования Владимира Изяславу, а по линии наследования от Рогволода. В Беларуси Рогволодовичи рассматриваются как династия, стоявшая у основания белорусской государственности.

Согласно относительно поздней «Тверской летописи»  в 1000 году Рогнеда постриглась перед смертью в монахини под именем Анастасия. Историки затрудняются оценить степень достоверности этого сообщения, которое не встречается в других источниках.

Рогнеда Рогволодовна умерла, вероятно, в городе Изяславль около 1000 года. Место её захоронения неизвестно. В 1866 году у деревни Черница найден склеп с богатым убранством. А. М. Сементовский предполагал, что это место захоронения Рогнеды.

Дети

  • Изяслав (981—1001), князь полоцкий, родоначальник полоцкой ветви Рюриковичей.
  • Ярослав Мудрый (ок. 978?—1054), князь ростовский, после смерти Вышеслава — новгородский, после победы над Святополком — великий князь киевский.
  • Всеволод (983/984 — до 1013), первый князь волынский, иногда отождествляется с «Виссивальдом, конунгом из Гардарики», погибшим в Швеции в 993 году.
  • Мстислав; если он упоминается в списке сыновей Владимира не по ошибке (перепутан с другим Мстиславом Владимировичем), то, вероятно, умер в младенчестве.
  • Предслава, сделана наложницей польским князем Болеславом I Храбрым.
  • Премислава (Переслава) (ум. 1015), по некоторым источникам — с 1000 года жена венгерского принца Владислава (Ласло) Лысого (ум. 1029; внук князя Такшоня и дядя короля Андраша I).
  • Мстислава, в 1018 году среди других дочерей Владимира была захвачена польским князем Болеславом I Храбрым.

     В нашем прошлом Черные летописцы очень часто побеждали Белых и уничтожали или надежно прятали правдивые белые книги, подменяя их своими лживыми хрониками, написанными по приказу тех, кто при власти. Потому не дошла до нас Полоцкая летопись. Но, надеюсь, что правдивая история возвратится к нам рано или поздно. Образ полоцкой княжны выделяется на фоне нашей истории и  притягивает сегодня историков, исследователей.

   Незаурядная судьба и личность Рогнеды во все века вдохновляла художников, музыкантов и поэтов:

  • изображения на миниатюрах Радзивилловской летописи, ХV век (копии с более ранних, восходящих, возможно, к ХI в.);
  • картина «Владимир и Рогнеда» А. Лосенко (1770);
  • повесть «Рогнеда, или Разорение Полоцка» Н. Арцыбашева (1818);
  • поэма «Рогнеда» К. Ф. Рылеева (1821 или 1822);
  • романтическая поэма «Рогнеда» И. Алякринского (1836);
  • гравюра «Покушение Рогнеды на Владимира» Б. А. Чорикова (1836);
  • опера «Рогнеда» А. Серова (1865);
  • набросок «Владимир и Рогнеда» Артура Бауманиса (1886);
  • картина «Владимир и Рогнеда» А. И. Транковского (XIX век);
  • поэма «Рогнеда» Т. Бондарь (1985);
  • картина-триптих «Судьба Рогнеды, или Стена памяти» Ф. И. Янушкевича (1986);
  • роман «Три жизни княгини Рогнеды» К. Тарасова (1986);
  • поэма «Рогнеда» И. Автамонова (Лос-Анджелес, 1988);
  • балет «Страсти (Рогнеда)» А. Ю. Мдивани (1993, Государственная премия Республики Беларусь 1996 года);
  • пьеса «Рогнеда» А. Дударева (1999);
  • драма «Рогнеда» П.Кречевский;
  • пьеса «Рогнеда» М.Зарецкий;
  • пьеса «Горе и Слава. Русь Киевская» А.Петрашкевич;
  • пьеса «Звон – не молитва» И.Чигринов

     Каждый из авторов видел свою Рогнеду и пытался раскрыть ее образ в разрезе своего времени, своей эпохи.  Любые исторические персонажи – это обычные люди, которые унесли все свои тайны, правдивость деяний и свои черты характера в могилу. Кроме имен и приблизительных событий мы ничего не знаем. Драматурги, режиссеры и артисты создают образ исторического персонажа благодаря своему представлению о человеке. Но я знала одно, Рогнеда известна в истории как человек с драматической судьбой, как непреклонная сторонница самостоятельности и независимости Полоцкой земли, сделавшая все, что было в ее силах.  В трудные для Полоцка времена Рогнеда сумела повернуть колесо истории в нужном направлении. Она – мать полоцкого князя Изяслава  первого просветителя Полоцка, князя Ярослава Мудрого, прабабушка князя Всеслава Чародея, прапрабабушка святой Евфросинии Полоцкой, почитаемой во всем славянском православном мире. Рогнеда стояла у истоков зарождавшейся белорусской государственности.

     У нее было три имени: Рогнеда, Горислава, Анастасия. Мука и боль, что испытывала она всю жизнь,  стали состоянием ее души и испытанием на прочность. Рогнеда не сломалась, не изменила ни себе, ни памяти предков, стала истинным примером жизненного подвига. За короткую молодую жизнь женщине пришлось не раз умирать и подниматься после «смерти». 

    Страницы летописей, исследования ученых доказывают силу и духовную красоту наших предков, которые жили в согласии, по совести, в уважении и любви, ведая, что такое честь, достоинство.   Через слово про Рогнеду я с каждой страницей рисовала свою картину мира, пыталась понять и приблизиться к своей героине. И убедилась в том, что познание родной истории укрепляет дух человека,  формирует его мироощущение, меняет   мир внутри  и вокруг тебя. У меня появилась надежда, что мой город сохранит в своей душе чистоту и  высокородность.  У меня возникало желание скорее поделиться своими чувствами и мыслями с людьми и рассказать мою  историю о судьбе полоцкой княжны Рогнеды. 

Вера Киселева,  

руководитель Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь народного театра «Пилигрим»